Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
Юрий Половников
polo79
lj_live

О национальном вопросе в России. Вызовы XXI века

В России, по данным департамента по противодействию экстремизму МВД, орудуют более 150 радикальных группировок неонацистской направленности. Об этом сообщил руководитель Всероссийского научно-исследовательского института (ВНИИ) МВД России генерал-майор милиции Сергей Гирько, передает 28 октября "Интерфакс".По информации Гирько, каждый год на территории РФ возникают все новые фашистские группировки. Как следствие - число преступлений экстремистской направленности, совершенных на почве национальной, расовой или религиозной ненависти, неуклонно растет.
В частности, сообщил генерал-майор, за первое полугодие 2010 года было зафиксировано 370 таких преступлений - это на 39 процентов больше показателя за аналогичный период прошлого года. За весь 2007 год правоохранительные органы зафиксировали 356 подобных преступлений, за 2008 - 460, а за 2009 году - уже 548 (см.  lenta )


Дело в том, что после распада Советского Союза крайние его территории из народов «защитного пояса»
России очень быстро превратились в сепаратистов. Это лишь ускорило процесс активизации великорусского шовинизма. Постсоветское пространство превратилось в арену неконтролируемых конфликтов стимулирующих ненависть к иным национальностям и способствующим появлению отчужденных групп и атмосферы межнациональной напряженности. Нужно отдавать себе отчет, что в обстановке разжигания межнациональных конфликтов, накопившееся возмущение общества ищет выход в радикальных проявлениях национализма. Душа русского национализма после смерти Советского Союза снова возродилась в народных массах. Пышным цветом расцвели националистические движения (о чем и свидетельствует приведённая выше статистика),  которые в большой степени насаждают политику «демонизации» внешнего, инородного  мира, отвечая настроениям широких масс потерявших ощущение гордости за свою великую державу.

Более того, сегодня  набирает оборот глобальный кризис  в социально-экономической, политической, идеологической и духовной сферах нашего с вами бытия. И все они неизбежно приводят к межрелигиозным, межконфессиональным, межнациональныи и религиозно-национальным противоречиям, а, следовательно, и конфликтам. Ещё гениальный  Франкл писал, что: "в отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня, традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)". На фоне мощной и, как правило, нечистоплотной политической борьбы, принимающей порой уродливые и нечеловеческие формы, раздаются голоса безумных политиков аппелирующих к  этническим разногласиям  и межнациональным конфликтам, как к "козырям" повышающим их удельный "вес" и
нечистоплотный имидж. На этом фоне в определенных регионах России усиливается влияние новых религиозных течений со снижением роли традиционных, так называемых "культурообразующих" религий, либо наоборот, набирают силу и развиваются "старые" религии. Все это приводит религиозное население к заметной "дезорганизации восприятия", идет новое осмысление мировоззренческих позиций в соотношениях религии и общества, религии и нации, религии и атеизма, религиозных идей и отстаивающих эти идеи конфессий и т.д. 


Стоит ли удивляться тому, что в ряде регионов ЮФО и СКФО наблюдается  рост межнациональной и межрелигиозной напряженности, связанной с неэффективностью и коррумпированностью региональных властей, нерешённостью территориальных споров, высоким уровнем безработицы, особенно среди молодёжи. По-прежнему в данных федеральных округах отмечается рост славянофобии, исламофобии, русофобии и естественно антикавказских настроений, наблюдается отток славянского населения не только из республик Северного Кавказа, но и из некоторых районов Ставропольского и Краснодарского краев. В федеральных округах участились конфликты с участием молодёжи разных национальностей, которых иногда не останавливает даже присутствие сотрудников правоохранительных органов и лидеров диаспор. Федеральная власть реагирует на данные проблемы, в основном, административно-силовыми
методами, отдельные из которых достаточно эффективны. Но решить эту проблему применяя исключительно силовые рычаги,принципиально невозможно.

Одной из основ российской нации являются движущие силы, унаследованные от Советского Союза. Но эти движущие силы включают в себя как понятие царизма императорской России, так и понятие «господства» советских времен. Именно здесь российский триколор и советский серп и молот приобретают схожие черты. В ходе разнонаправленных процессов падения гегемонии идеологии и вступления в силу гегемонии национализма произошла подмена одного другим.Сегодня поколения молодых и амбициозных политиков, которые не жили в эпоху сталинского террора, сознательно проводят избирательную реконструкцию и идеализируют это время, заставляя людей забывать о великих чистках и голоде. Они стремятся создать ложное представление людей о «счастливом времени»,  в котором не было ни проблем с самоидентификацией,ни проблем с удовлетворением национальной гордости.

Сегодняшний выбор России – стремление к созданию сильного государства, так как, по мнению русских, в мире уважают только сильных. В этом есть своя правда. Действительно, недавнее уничижительное  положение России как «страны второго эшелона» заставило ее почувствовать изменение отношения к себе.  Мыслительная установка на то, чтобы твердо стоять на своей позиции, сильно укоренилась. В этом отношении национализм (как идеология) претендует на рольцементирующего начала нации.  Весьма многие считают, что в  современной России только национализм способен объединить как  власть имущих, так и оппозиционеров.

Так ли это...покажет время!


 


Subscribe

Comments for this post were disabled by the author