bleis (bleis) wrote in lj_live,
bleis
bleis
lj_live

Охота на «зайцев»

   Первые экспериментальные турникеты в столичном метро начали появляться с момента его открытия в 1935 году. Но всегда находились умельцы, которым удавалось обойти защиту. Такая изобретательность объясняется очень просто, желанием сэкономить деньги на покупке билетов - рассказывает заместитель начальника 4-го отдела милиции Управления милиции на Московском метрополитене ГУВД по г. Москве - начальник МОБ майор милиции Олег Гагарин.

   В советское время для поездки в столичном метро достаточно было иметь всего пятачок. Турникеты устанавливались скорее для вида, чем для защиты от безбилетников. «Зайцев» было мало и они руководствовались другими мотивами. Тем не менее, 5 копеек не сегодняшние 26 рублей.
   В 2008 году сотрудники Управления милиции на Московском метрополитене задержали и оштрафовали 225 безбилетников, в 2009-м - 708, за первое полугодие 2010 года - порядка 80. Тем не менее, все меры, принимаемые и Московским метрополитеном, и Управлением милиции на Московском метрополитене, не принесли большого результата: многие «зайцы» продолжают уходить от наказания.
   Существует несколько способов попадания в метро, минуя кассу. Все зависит от фантазии. Не так давно некоторые умельцы удваивали или утраивали количество поездок за счет того, что использованный билет склеивали с неиспользованным, разрезав последний на две половинки. Это было тогда, когда в билетах стояла магнитная черная лента. Времена эти уже прошли, и введены смарткарты без магнитных лент, с электронным кодом, вшитым в билет.
   Большой ущерб наносят Московскому метрополитену «левые» билеты. Практически на каждой станции в час пик у очереди появляются субъекты, предлагающие купить у них «альтернативные» билетики. Иногда они просто предлагают провести по своему билету или смарткарте. Цена лояльная: от 20 до 30 рублей. Некоторые льготники, например, многодетные москвичи, сдают «в аренду» свои карты. Но в любом случае человек, воспользовавшись услугами левых кассиров, фактически приравнивает себя к «зайцу», так как тоже наносит ущерб городской казне.
   Некоторые умудряются достать социальную карту москвича у знакомых, друзей или родственников, бывает, покупают их у карманников. Пользоваться этим проездным очень удобно. Обычный безлимитный проездной срабатывает только через каждые семь минут, социальную карту можно прикладывать к валидатору постоянно. Сколько человек захотел, столько и пропустил.
   - Подобная деятельность запрещена «Правилами пользования Московским метрополитеном», утвержденными в сентябре 2008 года, но предприимчивые граждане с социальными картами стоят и на «Павелецкой», и на «Курской», и на других станциях возле вокзалов. Надо иметь в виду, что карту изымают, если она оформлена не на вас. Изъять имеют право дежурные по станции или дистанции, которые вызываются после задержания нарушителя, а также дружинники, - продолжает Олег Гагарин. - Кто-то пытается купить социальную карту у других людей. И снова рискует быть обманутым. Подумайте, ну кому надо её продавать? Тому, кто нашел, например. В таком случае она числится как утерянная. Прежний хозяин может заявить в органы социальной защиты о потере карты, после чего она сразу будет заблокирована. А есть категория мошенников, которые намеренно продают свою льготу. Затем отправляются в соответствующий орган и заявляют об утере карты...
   Совершенствуются турникеты - безбилетники ищут пути обхода. Например, очень узкое место - барьеры за будкой контролера, правда, и их сейчас повсеместно укрепляют. Кроме того, не реже раза в неделю в метро проводятся рейды по выявлению «зайцев», на конечных станциях стали дежурить дружинники. В Санкт-Петербурге турникеты оборудованы специальными барьерами, исключающими прыжки над ними. На «Мякинино», «Митино», «Волоколамской» уже появились турникеты с высокими стеклянными дверями. Перепрыгнуть их практически невозможно. Такие же турникеты уже установлены на серой линии московского метро - от «Серпуховской» до «Пражской». В апреле «антизаячьи» турникеты появились и на «Площади Революции», а до конца года - на станциях «Крылатское», «Молодежная», «Киевская», «Смоленская» и «Курская» Арбатско-Покровской линии.
   - Эффективной мерой может стать и кардинальное увеличение штрафа. За безбилетный проезд в метро «зайцу», согласно Административному кодексу Москвы, грозит устное предупреждение либо штраф в размере 100 рублей - на усмотрение милиционера или работника метро. А вот снижение цены на билет не поможет. Есть люди, которые всегда будут пытаться проехать даром, и остановит их только страх серьезного наказания, — считает Олег Гагарин. - Ущерб от «прыгунов» незначителен. Если поставить на каждой станции дополнительных контролеров, которые будут «зайцев» задерживать и штрафовать, то это обойдется дороже, чем возить их бесплатно. На самом деле куда больше убытков метрополитену наносят фальсификаторы смарткарт, с которых идет оплата проезда. Вот с кем нужно бороться!
   Сложно препятствовать «парным зайцам», то есть, проходящим вдвоем по одному билету. Техника в подобных случаях не помогает: она не может распознать, проходят ли через валидатор несколько пассажиров или один тучный гражданин. В этом случае действенен только визуальный контроль.
   Метрополитен не справляется с очередями, поэтому все меры по отношению к «зайцам» большого эффекта не дают. Тем не менее, кое-что уже сделано. В подуличных переходах устанавливают экспресс-кассы, где можно купить билет на одну-две поездки.
   - Известно, что обычная касса в среднем обслуживает одного пассажира за минуту, а в экспресс-автомате процедура обилечивания занимает около 10 секунд. Там, где они установлены, проблема с «левыми» билетами почти решена. Пассажиры лучше купят билет в кассе, чем будут рисковать, покупая «кота в мешке». Например, на станции «Щёлковская» раньше утром могло находиться до трех продавцов «левых» билетов. От клиентов не было отбоя, особенно по понедельникам и в первые дни месяца. Сейчас к перекупщикам, громко рекламирующим свой товар, никто не подходит. Но сложная ситуация сохраняется на других станциях метрополитена, — говорит Олег Валентинович.
   Борьбу с изготовителями и распространителями «левых» билетов ведет ОУР и ОБЭП Управления милиции на Московском метрополитене. Полгода назад на территории Московского метрополитена действовали три преступные организованные группы, которые, используя несовершенный механизм выдачи бесконтактных льготных студенческих карт, разработали несколько схем по незаконному получению и продаже данных карт. Одна из групп изготавливала поддельные билеты путем намагничивания. У преступников была специальная аппаратура, которая позволяла изготавливать билеты. Для проверки действия фальшивой продукции они выкрали терминал — считывающее устройство. После кражи терминала ОУР вышел на эту группу, впоследствии был накрыт склад, где находилась аппаратура и еще не проданные билеты. После этого продавцы подделок из метро пропали, остались только перекупщики.
   - Задерживать безбилетников - не только обязанность милиции. Административный кодекс Москвы уполномочивает составлять протоколы на «зайцев» и начальников станций, дежурных по станциям метрополитена, а также иных уполномоченных на то работников Службы контроля метрополитена. Так что на милицию не стоит перекладывать всю ответственность. Милиционер должен охранять общественный порядок, предотвращать преступления и правонарушения. Задерживать безбилетников, являющихся мелкими правонарушителями, - лишь часть нашей работы. Действительно, когда в поездах орудуют карманники и вереницей бродят попрошайки, когда у пассажиров вырывают сумки и телефоны, устраивают бойни футбольные фанаты, на безбилетников просто не хватает времени и сил, - подытожил Олег Гагарин.

Алексей Мышляев, ГИиОС Управления милиции на Московском метрополитене

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author