© Reuters
Самый влиятельный медиаменеджер мира Руперт Мердок скоро перестанет называть myspace.com своим. Считавшаяся в 2005 году одной из самых перспективных инвестиций в интернет, эта социальная сеть станет, пожалуй, примером самой провальной: стоимость компании, по оценкам аналитиков, за эти годы упала в шесть раз. Группа мелких инвесторов купит MySpace у News Corp. менее чем за 100 млн долларов, а сам Мердок покупал ее у создателей за 580 млн долларов.
Популярная площадка для молодых музыкантов, огромный музыкальный архив, удобный интерфейс для обмена музыкальными файлами – все эти факторы убедили Мердока в 2005 году, что MySpace – весьма перспективный актив для вложения денег, а о том, что будущее за социальными сетями, тогда кричали все.
Разве мог он предположить, что появившийся всего год спустя Facebook довольно скоро убьет все надежды MySpace стать главной соцсетью мира. Количество пользователей MySpace все эти годы верно уменьшалось. Так, по данным comScore, за год их численность упала вдвое – с 110 до 63 миллионов пользователей, а убытки только в 2011 году составили 165 млн долларов. Не помог ни ребрендинг, ни где-то даже и компиляция наиболее интересных «фишек» у Facebook. News Corp. пришлось уволить половину сотрудников myspace.com несколько месяцев назад, и вот итог – продажа актива с убытком.
Почему же Мердок и News Corp. просчитались? Давайте признаем, что мы все особенно сильны «задним умом». И, тем не менее, предлагаю обсудить, какие проекты нужно делать в интернете, чтобы миллионы людей выбрали именно тебя.
Сегодня в мире интернета две главных тенденции. С одной стороны, людям тесно в рамках, их тянет объединяться, одноклассники дружат с соседями, «друзья» сливаются с «друзьями» друзей, возникают огромные сообщества – макросети: «ВКонтакте», Facebook. Это глобализация. Но в рамках глобальных сообществ, где у всех активных пользователей обязательно есть аккаунты, возникают новые «кружки», уже по интересам: одни любят мангу, другие до сих пор слушают группу «Мираж». В этих «кружках», тематических сайтах, уже не важно, кто где учился и в каком подъезде живет. Здесь иные стимулы к общению – возникает специализация. Или стратификация медиасреды. Макросети неразрывно связаны с тематическими площадками через социальные закладки (кнопки Like, Tweet, «Мне нравится», «Класс!»). Аудитория постоянно перетекает из сетей в «кружки» и наоборот.
Новые мегаидеи взрывают среду и за короткий срок становятся супер-популярными. Число их пользователей – это целые государства, а их влияние превосходит влияние самых статусных международных организаций. Примеры появляются чуть ли не каждую неделю. Созданный для неформального общения не самых болтливых юзеров – технарей и программистов – «Хабрахабр» стал одной из самых уважаемых в IT-мире тематических площадок. Даже такие высокомерные гиганты, как HP и Microsoft, считают крайне важным сотрудничество с хабр-сообществом.
Редакции gizmodo.com, одного из многих сайтов, где обсуждают гаджеты, Бог первым послал «случайно» забытый в баре iPhone 4. Подарок судьбы взорвал посещаемость сайта с 2 млн в день до (только вдумайтесь!) 20 млн посещений!
Казалось, успех Facebook повторить уже невозможно, ведь это практически совершенная площадка для общения. Но появился Twitter с его 140 знаками, и социальные сети стали мобильными. Простор для новых, самых безумных идей в интернете и сегодня ограничен, как космос. Убедила?
Почему вы выбираете одни сервисы и игнорируете другие? Один мой знакомый пытался мне объяснить разницу между «Кока-Колой» и «Пепси-Колой» и, когда отчаялся, сказал: «Видишь ли, все дело в нюансах». А по какому принципу выбираете себе любимые сайты и площадки для общения вы?
Напишите мне, на каких сайтах вы стопроцентно бываете каждый день.