Один из старейших иерархов нашей Церкви митрополит Сурожский Антоний (Блум) в своем послании Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви от 5 февраля 1997 года писал: «Пора нам осознать то, что Рим думает только о "поглощении" Православия. Богословские встречи и "сближение" на текстах никуда нас не ведут. Ибо за ними стоит твердая решимость Ватикана поглотить Православную Церковь». Ради этой цели поглощения Православия Ватикан и использует метод проникновения в православную иерархию тайных униатов.* * *
В упоминавшейся уже книге «Рим и Москва, 1900-1950» заслуживает интереса следующее сообщение А. Ванже: митрополит Ленинградский Никодим (Ротов) рассказывал ему, что он служил в коллегиуме «Руссикум» (иезуитском очаге для миссионеров «восточного обряда») на антиминсах, посланных еще в 20-х или 30-х гг. епископом Неве епископу д'Эрбиньи.
В этой связи представляется весьма правдоподобным сообщение, приведенное католическим изданием «National Catholic Reporter» со ссылкой на книгу «Passion and Resurrection: The Greek Catholic Church in the Soviet Union», согласно которому Ленинградский митрополит Никодим имел инструкции от папы Павла VI о распространении католицизма в России и был тайным католическим епископом, скрывающимся под видом православного архиерея. Согласно сообщению «Радио Ватикан», о. Шиман в журнале иезуитов «Чивильта Каттолика» утверждает, что митрополит Никодим открыто поддерживал «общество Иисуса», со многими членами которого он имел самые дружеские связи. Так, испанский священник-иезуит Мигель (Михаил) Арранц в 70-е гг. был приглашен митрополитом Никодимом для чтения лекций в Ленинградской Духовной Академии, став первым иезуитом, преподававшим в православном учебном заведении в Советском Союзе.
Митрополит Никодим перевел на русский язык текст «духовных упражнений» Игнатия Лойолы — основателя Ордена Иисуса, и, как пишет иезуит о. Шиман, очень возможно, имел их постоянно при себе, а, согласно М. Арранцу, он «интересовался духовностью иезуитов». В период преподавания о. М. Арранца в ЛДА митрополит Никодим заказал этому ученому иезуиту сделать перевод чина латинской мессы на русский язык. Этим переводом М. Арранца католики в России пользовались долгое время. Еще во время II Ватиканского собора М. Арранц, будучи вице-ректором иезуитского колледжа «Руссикум», предложил митрополиту Никодиму, чтобы в этом иезуитском миссионерском рассаднике обучались православные из России, на что митрополит Никодим сразу согласился и, как вспоминает иезуит Арранц, с тех пор Никодим стал очень симпатизировать «Руссикуму» («Истина и жизнь». 1995. № 2. С. 26, 27).
В том же католическом вестнике «Истина и жизнь» (С. 26) приводятся весьма характерные воспоминания отца-иезуита Мигеля Арранца о том, как по благословению Ленинградского митрополита Никодима М. Арранц служил «литургию восточного обряда» в домовой церкви Никодима в Ленинградской Духовной Академии, причем о. иезуиту «прислуживал будущий владыка Кирилл — тогда он был дьяконом» (как известно, митрополит Смоленский Кирилл (Гундяев) был личным секретарем и ставленником митрополита Никодима, печально известного своей приверженностью экуменизму, папизму и обновленчеству [8]). Следует, правда, сказать, что диакон Кирилл, как сообщается в журнале «Истина и жизнь», не причащался с иезуитом М. Арранцем. Хотя митрополит Никодим допускал своего друга отца-иезуита М. Арранца во время его преподавательской деятельности в ЛДА причащаться по воскресеньям вместе с православными клириками. А по будням профессор-иезуит служил мессу у себя в комнате («Истина и жизнь». 1995. №2. С. 27).
Даже российские католические исследователи признают, что «известную роль в появлении католических симпатий прежде всего в среде верующей интеллигенции сыграла личность Ленинградского митрополита Никодима (Готова), чье живое и глубокое чувство братской любви к церковному Риму заставило многих обратить к Католической Церкви свои надежды в стремлении к единству» (В. Задворный, А. Юдин. История Католической Церкви в России. Краткий очерк. М. Изд.-во колледжа католической теологии им. св. Фомы Аквинского. 1995. С. 28). Добавим к этому, что степень магистра богословия митрополит Никодим получил в 1970 г. за диссертацию о понтификате римского папы Иоанна XXIII, а скончался Никодим скоропостижно в сентябре 1978 г. в Ватикане на аудиенции у новоизбранного папы Иоанна Павла I, в чем нельзя не увидеть указание Свыше на то, к чему стремилась душа этого маститого митрополита-экумениста.* * *
В настоящее время Ватикан пытается создать внутри Русской Православной Церкви прослойку архиереев и священников, симпатизирующих католическому вероучению и служащих делу заключения новой унии (немалую часть из них составляют ученики покойного митрополита Никодима). Главным рупором католической радиопропаганды в Москве сейчас является «Христианский церковно-общественный канал» (радиостанции «Благовест», «София» и др.), размещающийся на факультете журналистики МГУ («Экуменический Центр апостола Павла»), финансирующийся католическим фондом «Помощь церкви в беде». Этот факт не скрывает и руководство радиоканала в лице его мецената — проживающей в Париже католички г-жи Иловайской-Альберти и главного редактора прот. Иоанна Свиридова. В результате щедрой финансовой помощи этого фонда «христианский радиоканал» имеет возможность вещать семнадцать часов в сутки! Как отмечалось в Обращении московского духовенства к Святейшему Патриарху Алексию II, «составители передач этого радиоканала постоянно заявляют, что радиопрограммы составляются православными и католиками с целью лучшего ознакомления с вероучением и жизнью обеих «Церквей-сестер», однако в целом передачи «Христианского церковно-общественного канала» носят откровенно католический характер: сообщаются последние новости из Ватикана, рассказывается о католических праздниках и святых, делаются обзоры папских энциклик, многие события общественной и политической жизни комментируются с католической точки зрения». Вокруг этого радиоканала и объединяется немногочисленная группа сторонников церковного «обновления», как они себя называют, хотя речь идет не об обновлении, а, скорее, о сближении с современным католицизмом. Православные священнослужители (главным образом из храма свв. Космы и Дамиана в Столешникевом пер.) по этой католической радиостанции нередко говорят об «исторических предрассудках Православия», состоящих, по их мнению, в нежелании сближения с римо-католиками под главенством папы. Из уст этих, так сказать, православных клириков часто звучит защита догматических лжеучений католицизма, апология латинских святых, униатское толкование многих церковных канонов и просто сомнительные высказывания, не имеющие ничего общего с вероучением Православной Церкви. Подвергаются ревизии, называются сомнительными и даже ошибочными творения святых Отцов, их согласная отрицательная оценка латинства объявляется устаревшей и безграмотной. Предлагается переход нашей Церкви на католический григорианский календарь.
Необходимо, однако, отметить, что симпатии и тяготение к католицизму у объединившихся вокруг этого радиоканала неообновленцев носят скорее всего внешний характер. Католицизм для них — это лишь более «современный», секуляризованный и ослабленный вид христианства. Симпатии к современному католичеству объясняются просто их неприязнью к святоотеческому Православию как таковому, а отнюдь не пламенной любовью к папизму или к католическому богословию. (Попутно отметим, что отцы-радиоканальцы готовы поддержать любого вероотступника и любое антиправославное движение и антихристианскую акцию — от Льва Толстого, расстриги Якунина и показа по телевидению богохульного фильма Скорсезе до адвентистов, иеговистов и прочих сектантов.)[9]
Исключение составляют, может быть, главный редактор «Христианского радиоканала» униатствующий протоиерей Иоанн Свиридов и настоятель Богородице-Рождественского Бобренева монастыря игумен Игнатий (Крекшин), отличающиеся искренним филокатолицизмом и ведущий откровенную пропаганду католичества. Так, например, прот. Свиридов, будучи в Риме в 1995 г., принимал участие в службе католической Великой Пятницы, неся крест вместе с латинскими священнослужителями во время церемонии «крестного пути» у Колизея.
Ситуация с о. И. Свиридовым прямо-таки парадоксальная: формально православный клирик, принимая участие в католических богослужениях и признавая католическую догматику (защита в прямом эфире скандального латинского догмата 1870 г. о «папской непогрешимости» в области вероучения; учение о Filioque, осужденное Православной Церковью как ересь [10], в устах прот. Свиридова таковой не является, а, напротив, «помогает» ему «раскрытию тайны Пресвятой Троицы». — См.: «Русская мысль». 1996. №4116), при этом почему-то продолжает служить в православных храмах, хотя не числится в штате клириков ни одного из храмов г. Москвы (может быть, прот. Свиридов тайно числится в штате римского Колизея?). Что же препятствует о. Иоанну Свиридову, заявившему однажды в прямом эфире, что когда его называют католиком — для него это высшая похвала, определиться со своей конфессиональной принадлежностью и открыто объявить себя католиком восточного обряда?
По тому же «Христианскому радиоканалу» священник Георгий Чистяков взахлеб рассказывает о католических святых, например, о Терезе Младенца Иисуса («маленькой Терезе»), «попечению» которой еще в 1930 году папа Пий XI «поручил» русский народ и «вверил молитвенное заступничество о России». (Эта «небесная покровительница России» и «покровительница миссий» в октябре 1997 года была торжественно провозглашена папой Иоанном Павлом II «Учителем Вселенской Церкви» и поставлена в один ряд со святыми Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом, Афанасием и Кириллом Александрийскими! На торжествах в Риме в октябре 1997 г., на которых присутствовал и о. Г. Чистяков, Терезе Младенца Иисуса был даже пропет тропарь, составленный на безупречном церковнославянском языке. Это ясно говорит о том, что культ «маленькой Терезы» будет активно использован Ватиканом в своих прозелитических проектах на территории России. Католики предполагают привезти мощи Терезы Младенца Иисуса в Россию в 1999 году для поклонения им).
Регулярно выступая и в католической радиопередаче «Благовест», священник Г. Чистяков то умиляется латинскими святыми (основатель ордена салезианцев Джованни Боско в устах православного священника Чистякова уподобляется преподобному Серафиму Саровскому), то пересказывает «в назидание радиослушателей» проповеди и «апостольские наставления» папы Иоанна Павла II и труды католических кардиналов. Самого Иоанна Павла II священник Г. Чистяков в радиоэфире называет «старцем» и сравнивает его... с православными старцами Силуаном Афонским и Амвросием Оптинским!
Другой постоянный радиоканальный проповедник — заштатный игумен Иннокентий (Павлов) называет в эфире вероотступника митрополита Исидора, подписавшего с Римом позорную Флорентийскую унию, «очень яркою личностью», «выдающимся церковным деятелем», и даже «просвещенным гуманистом», который «шел впереди своего времени» и «способствовал прогрессу самого христианства (!)». Такая оценка Исидора раскрывает взгляды и самого игумена Иннокентия как сторонника унии с Римом. В этой связи нельзя не отметить, что целью всех гуманистов, особенно «просвещенных», всегда было способствовать «прогрессу христианства», а попросту говоря, уничтожению христианства как такового. Само представление о «прогрессе христианства» есть нечто абсурдное, оно противоречит учению Церкви Христовой. Христианское учение, как Божественное Откровение, от Христа, Его апостолов и до последних дней существования Церкви неизменно, и «прогрессу» в этой области может соответствовать лишь процесс апостасии, т. е. отступления от Бога.
Абсурдность ситуации с деятельностью в Москве «Христианского церковно-общественного канала» можно лучше понять, прочитав небольшую заметку собкорра православной газеты «Татьянин день» Ш. Утка, фамилия которого характеризует жанр написанного им с зеркальной точностью сообщения:
«Как нам стало известно из достоверных источников, в Ватикане, недалеко от резиденции папы римского, появилась православная радиостанция. Пять католических священников под духовным руководством некой православной россиянки 17 часов в день резко критикуют католиков и призывают их отвергнуть предрассудки и перейти под омофор Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Финансирует радиостанцию Московская Патриархия» («Татьянин День». 1996. №7).
Подобно протоиерею Иоанну Свиридову, прокатолические идеи проповедует и известный иконописец архимандрит Зинон (Теодор) По мнению о. Зинона, нововведения Римской церкви «существа веры не искажают, а только выявляют особенности латинской традиции» («Церковно-общественный вестник». 1996. № 5., редактируемый протоиереем И. Свиридовым). Это высказывание отца Зинона явно противоречит учению Православной Церкви, выраженному как в Окружном послании Восточных Патриархов 1848 г., так и в согласном мнении святых Отцов, определявших «безвинные», с точки зрения о. Зинона, нововведения Римской церкви как ереси, повлекшие к отпадению Рима от Единой Вселенской Апостольской Церкви.
Впрочем, для самого архимандрита Зинона эти послания Восточных Патриархов и святоотеческие высказывания — всего лишь частные богословские мнения (в отличие, видимо, от мнений самого отца Зинона), а потому архимандрит Зинон, считая еретиков-католиков вполне православными, позволял им совершать у себя в Мирожском монастыре латинские мессы и сам причащался с ними облатками, что не могло не привести к закономерным каноническим прещениям в отношении католичествующего иконописца.
Филокатолицизм отличает и насельников Богородице-Рождественского Бобренева монастыря под Коломной, которые, как в выступлениях по радиоканалу «София», так и в совместных печатных изданиях с французскими монахами-бенедиктинцами, активно пропагандируют католическое вероучение, документы всевозможных папских комиссий и сомнительные униональные проекты, вроде пресловутого «баламандского соглашения» 1993 года. Настоятель Бобренева монастыря игумен Игнатий (Крекшин), как это ни печально, входит в состав двух синодальных комиссий: по канонизации святых и богословской (!), что не может не вызывать полного недоумения: почему официальную богословскую позицию Русской Православной Церкви должны определять люди, не видящие никакой разницы между Православием и латинской ересью, между истиной и ложью? Еще в 1992 году в парижской прокатолической газете «Русская мысль» (14.02.92. № 3916) была напечатана статья Валентина Никитина, ныне главного редактора официального органа Отдела по религиозному образаванию и катехизации «Путь Православия». Статья называлась «Митрополит Исидор Московский и российский цезарепапизм». Приведем лишь краткие выдержки из нее: «Эхо Унии, торжественно провозглашенной под куполом Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции... не может погаснуть, оно и поныне витает над нами... Делу митрополита Исидора суждено историческое бессмертие... Вячеслав Иванов, глубоко убежденный в идее Унии, оказавшись в Риме и войдя в евхаристическое общение с Западной Церковью, сказал, что в России он дышал половиной легких, а на Западе обрел полноту дыхания. Такое дыхание, на наш взгляд, и есть второе дыхание, обетованное Господом Своему стаду, у которого будет Единый Пастырь». Следовательно, по мнению В. Никитина, у Церкви нет Единого Пастыря в лице Господа нашего Иисуса Христа. Далее автор пишет: «С достижением этого вожделенного единства (то есть унии), мы связываем и надежды на подлинное, а не на иллюзорное духовное возрождение в России, обогащение и обновление... Именно Римская Церковь... призвана к восстановлению единства в христианском мире». Данная статья свидетельствует о том, что путь Православия видится В. Никитину однозначно — как путь унии с папизмом.
Религиозный публицист Яков Кротов, еще несколько лет назад настойчиво домогавшийся сана православного священника, пишет в газете «НГ-религии» (27.03.97): «Вслед за Владимиром Соловьевым и Вячеславом Ивановым (оба перешли в свое время в католичество. — Н. К.) я считаю возможным и необходимым причащаться у католиков, признаю примат Папы и не считаю католиков еретиками. Если Папа мне скажет причащаться у православных и в католические церкви не ходить, я послушаюсь, хотя замечу, что большинство православных категорически против того, чтобы у них причащался человек, соединяющий верность православию с верностью католической Церкви... Я считаю, что я из православия не уходил». Вот такая конфессиональная эквилибристика «православного» католика. Человек, признающий примат папы, во всяком случае не может считаться православным, каким он себя именует, к тому же причащающийся у еретиков по канонам подлежит отлучению от Церкви.* * *
В конце 1997 года в Москве открылся новый католический приход св. Ольги. Настоятелем его назначен выпускник папского Восточного института в Риме ксендз Мариан Каминский, который имеет право служить не только по латинскому, но и по восточному обряду, что удивительным образом сочетается с посвящением новой католической общины святой равноапостольной княгине Ольге (в Москве существуют несколько немногочисленных общин католиков восточного обряда, где богослужения совершаются на церковнославянском языке, причем проживающие в Москве украинские греко-католики во время отсутствия священника-униата стараются посещать православные храмы, игнорируя латинские костелы. См.:«Свет Евангелия». 1998. №3).
Нельзя пройти мимо еще одного печального факта, непосредственно связанного с темой тайного униатства. Как сообщается в книге прот. А. Добоша «История Унии на Украине, век XX» (Каменец-Подольский. 1996), а также и в некоторых других источниках, в 1991 году три четверти греко-католических священников в Галиции составляли отступники от православной веры: около 59 % (!) униатских священников Галиции — это выпускники Ленинградских духовных школ, которые многие годы находились под руководством Ленинградского митрополита Никодима (Ротова) и в то время епископа Выборгского Кирилла (Гундяева). Плоды их «окормления» Ленинградских духовных школ оказались на редкость горькими, что видно на примере современной церковной ситуации на Западной Украине.
Похоже, что в настоящее время продолжателями дела прелата Мишеля д'Эрбиньи по обращению к еретическому Риму российского духовенства являются католические священники Веренфрид ван Страатен и Романе Скальфи. Патер Веренфрид ван Страатен ныне возглавляет католический фонд «Помощь церкви в беде». Еще в 1954 году папа Пий XII поручил о. Веренфриду проникновение на Восток, в Россию, а через 40 лет в 1994 году о. Веренфрид обещает щедрую денежную помощь русскому духовенству. Именно на деньги фонда Веренфрида ван Страатена в основном содержится «Христианский церковно-общественный канал» в Москве. Латинский священник Романо Скальфи, окончивший иезуитское заведение для подготовки миссионеров «восточного обряда» — коллегиум «Russicum», является главным редактором католического журнала «Новая Европа», с которым активно сотрудничают католичествующие обновленцы, и «близким другом» протоиерея Иоанна Свиридова. Именно о. Романо Скальфи совершал в августе 1996 года мессу в псковском Мирожском монастыре, за которой причащался архимандрит Зинон.
Comments Disabled:
Comments have been disabled for this post.