Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
Юрий Половников
polo79
lj_live

Попытка панславянства


…Вдруг всплыла, наверное, не слишком корректная ассоциация. Какое преступление считается самым неприемлемым на войне? За что следует расстрел без суда и следствия? Братание в окопах! С точки зрения уютного штабного кабинета это — нарушение основного закона военного противостояния в котором должны быть “союзники” и “неприятели”.

 

 

 


Когда-то, служа в армии, во время больших учений я случайно попал в оперативный штаб армии и увидел там генералов, увлеченно лазающих по громадной, расстеленной прямо на полу карте. Я был 19-летним юношей, мало что понимающим, но тогда я едва сдержал… приступ хохота. Потные, дышащие перегаром генералы показались мне переросшими детишками, играющими в войну. Они “своих” уверенно двигали на “чужих”, будучи абсолютно уверенными в том, что те будут подчиняться их тактическим идеям. Теперь я гораздо глубже понял, что игрой являются не только войны, но и многие другие занятия взрослых дядек и тетек. Но из окопов война смотрится иначе, чем из командного пункта.

 


Ни о какой войне речи у нас не будет. Я расскажу о селе Хотмыжск и празднике в нем, который стал традиционным. Праздник называется “Хотмыжская осень” и представляет он собой “гремучую смесь” ярмарки, концерта народных коллективов и “явления народу” известных и не слишком политиков. Сюда съезжаются гости из трех сопредельных государств — Белоруссии, Украины и России — и получается как бы праздник славянского единения (он и был задуман таковым). О самом празднике, мне кажется, лучше всего расскажут фотографии — ведь давно сказано, что лучше увидеть, чем пятнадцать раз прочитать — но вот сама подоплека Хотмыжского (не побоюсь этого словосочетания) фестиваля славянского братства довольно любопытна.

 


Почему — Хотмыжск? Раньше он был городом, уездным центром, теперь же Хотмыжск — не самое большое село, расположившееся на высоком правом берегу реки Воркслы. Панорама с холма, на котором стоит Воскресенская церковь, открывается величественная — с лугами, полями, перелесками и многочисленными селениями, довольно плотно сгрудившимися вдоль течения реки. Ворксла через несколько десятков километров втекает на территорию “незалежной” Украины, и, минуя города Ахтырку, Полтаву и Кобеляки, впадает в великий Днепр.

 


Стратегическое положение Хотмыжска бесподобно (ну как тут не вспомнить “окопную правду”!). Город Хотмысль, пограничная крепость Переяславского княжества, существовал еще в Х веке. В XIII веке он вошел в состав Киевской земли и стал центром Хотмысльской волости Путивльского уезда. В русских летописях он впервые упомянут под 1387 годом. Хотмыжск был исконно русским городом, довольно крепким торговым центром, но из-за близости Дикого поля, из-за постоянных набегов кочевников, заполонивших Приднепровские степи, Хотмыжск пришел в упадок, и к XVI  веку он опустел.

 


В мае 1640 года под руководством воеводы Василия Толстого на месте древнего городища началось строительство новой крепости. В этом месте пролегала дорога, по которой к центру Московского государства прорывалась татарская конница из Крыма и крепость должна была стать заслоном на пути ворога. Хотмыжский острог стал одной из самых неприступных крепостей того времени, он имел двадцать башен и высокий земляной вал. Он стал частью Белгородской черты, грандиозной линии обороны, призванной остановить напрочь бандитские набеги татар, и, надо сказать, свою задачу он выполнил.

 


8 января 2004 года мы будем (если, конечно, вспомним об этом) отмечать знаменательный юбилей: 350-летие воссоединения Украины с Россией. Конечно, в то время, когда Хотмыжск только был основан, никакого разделения между двумя, (простите, тремя) народами вовсе не было — существовала Русь, которая была разделена между князьями, потомками Владимира Красно Солнышко, исхитрившегося оставить многочисленное потомство и поделившего между сыновьями свою вотчину на уделы. Но, как ни крути, 8 Января 1654 года состоялось значимое событие: в украинском Переяславле состоялась Рада, на которой представители казачьих полков и городов Восточной Украины (включая “Мать городов русских” - Киев) единодушно высказались за объединение с Московией. Чуть позже в Москве были оговорены особые права Украины: ее население сохраняло право избирать гетмана и старшину, имело свой суд, свое войско. Сохранялось самоуправление городов, украинские же крестьяне, в отличие от крестьян России, могли менять местожительство, распоряжаться своей землей, своими домами и имуществом.

 


В 1657 году, после смерти гетмана Хмельницкого, его приемник гетман Выговский нарушил договоренности и обособился от России в пользу Польши. Ради политических амбиций народы вновь были разделены…

 


Еще через несколько лет православные народы вновь поняли, что устоять против натиска извне они смогут лишь собравшись воедино, но исторический шанс был утерян и следующее вхождение Украины в Россию произошло на более кабальных условиях. Крепость Хотмыжск потеряла свое стратегическое значение, город пришел в упадок и в 1838 году уездный центр из Хотмыжска перенесли в Грайворон.

 


За последующие столетия в данном регионе (юг Белгородской области) сложилась любопытная этническая картина: земли по берегам Воркслы заселяли русские и украинцы одновременно, и теперь число сел, в котором живут представители двух разных народностей (по традиции они друг друга называют “москалями” и “хохлами”) примерно одинаково. Конечно же, различие в культурах российских русских и тоже российских украинцев минимально, но некоторые особенности все же есть. На праздник мне довелось ехать с делегацией Красногвардейского района все той же Белгородской области, которая состояла из двух фольклорных ансамблей — “москальского” и “хохлятского”. Пели одни и те же песни — как украинские, так и русские — но, когда затягивали “москали”, “хохлы” замолкали. То же самое — только наоборот — происходило, когда “заспивали” “хохлы”. Оказалось украинцы поют быстро, энергично, а наши, русские — протяжно, задумчиво. Вот и получался маленький конфликт, так сказать, двух культур. Мелочь? А, может быть, на этой мелочи и построены нынешние наши отношения с Украиной?

 


Они поторопились порвать с Россией, а мы слишком долго “запрягали”, когда нужно было решать вопросы границ и таможен. Хорошо еще, с Белоруссией таких проблем не существует, а то вообще получился бы сумасшедший дом. Знаете, как относительно небольшой Золотой орде удавалось в течение двухсот лет держать Русь в “наморднике”? Очень просто: они все время исхитрялись ссорить русских князей, заставляли их грызться за ярлык на великое княжение. А кому сейчас выгодно нас поссорить? Ну, да ладно: материя сия сложна, не нам ее решать…

 


Так вот, Хотмыжская осень — это почти “братание в окопах”. И “Город мастеров”, и концертная площадка, и импровизированные сельские подворья, и “Колокол единения” который осветил сам патриарх всея Руси, - все это, соединенное вместе, дает ощущение радости, очищения.

 


Самый популярный напиток на празднике — самогон (который впрочем, у наших братьев называется горилкой). Здесь он льется рекой, пьют его даже большие начальники; кажется, за неделю до праздника работали все самогонные аппараты, существующие в трех государствах. Но все же хочется надеяться, что нас объединяет не только это, на мой взгляд, все-таки паршивое питье.

 

Геннадий Михеев
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author