Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
Юрий Половников
polo79
lj_live

Творчество Бернини

Не только в творчестве Бернини, но и во всей культуре XVII в. универсальной и оптимистической перспективе сопутствует тоска по иной реальности, подозрение в том, что воображение заблуждение, что иным должно быть оправдание человеческой деятельности и развития техники. Борромини противопоставляет Бернини совсем иное понятие мастерства и его этической ценности.  Само воображение у Бернини, его стремление воплотить замысел сразу и целиком скрывает лишь боязнь иной реальности, так же как страстная любовь к жизни часто скрывает боязнь смерти. Интерпретация творчества Бернини в минорном ключе и в связи с театром (Фаджиоло) правильна и отвечает главному аспекту сознания времени: восприятие жизни как сна, отсюда неизбежность фантазии Кальдерона. Воображение реальность Бернини это противоположность трагическому реализму Караваджо: если реальная жизнь это таинство, смерть, ничто, то тогда только воображение и есть жизнь. За неистовым стремлением Бернини заполнить конкретными изображениями пространство, отвоевывая для этого все новое и новое место, слышится боязнь пустоты.

Как художник, Бернини сформировался под влиянием искушенной и виртуозной техники позднего маньеризма, античности, великих мастеров чинквеченто, классицизма, вызывающего в памяти Аннибале. Его изощренная техника чарует, он тщательно отделывает поверхность мрамора, балансируя между реальностью и воображением. Он способен создать в архитектуре открытые, солнечные, продуваемые ветрами пространства, в скульптуре мягкость шелка, теплоту тела, трепетность волос, шелест листьев. При этом он не скрывет, что мрамор это мрамор, а не шелк, плоть, волосы или листья. Намеренно создавая впечатление реальности, он вместе с тем убивает к ней интерес.

Если Бернини превосходно имитирует природу, то только затем, чтобы показать, что природа не есть нечто, не подвластное воле человека, он не превозносит ее, а разрушает. И в самом деле, когда под превосходной имитацией природы ищут природу, то находят лишь миф, поэтическое воскрешение ценности, которой обладала, но которую утратила природа.
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author