Говорят, что «петухи» с зоны ломятся. Нормальные люди – откидываются, а вот петухи – ломятся. Оно и ясно, жизнь у «петуха» на зоне – не сахар. Вот и ломятся. Побыстрее бы. В последнее время применительно к политике РФ по вступлению в ВТО можно смело применить слово – ломимся. Мы ломимся во Всемирную Торговую Организацию, очертя голову и ничего вокруг себя уже не замечая.
А может, нас там ждет светлое будущее? Вот возьмут нас в большую и развитую экономическую семью, тут и заживем? Оттого и спешка? Так надо разобраться, что за зверь такой – ВТО, и все станет ясно.
Как у любой сложной системы, у ВТО есть цели реальные и цели постулируемые. Реальные – обеспечить тотальное доминирование экономик стран «золотого миллиарда» над странами третьего мира. Для того и принимают всяческие Кабо-Верде и прочие королевства Тонго в дружную семью. Однако нам, чтобы разобраться, достаточно даже целей поверхностных, официальных.
Идея, как водится, благородная – сплошная свобода торговли. Вы производите товары? Хотите продвигать их на внешние рынки? Отлично! Вступайте в ВТО – и ваши товары пойдут на рынки всех стран – участниц, и никто не сможет остановить их победное шествие злобными заградительными пошлинами и прочим дремучим протекционизмом. Конечно, в свою очередь вы должны будете открыть свои рынки для товаров, производимых в других странах. Но какая же тут беда? Вы производите сотовые телефоны лучше всех на свете, а мы – автомобили! Зачем вам свой неконкурентоспособный автопром? Лучше – по Марксу, чтобы разделение труда, чтобы все делали только то, что умеют по-настоящему –и будет всем счастье.
Все бы хорошо, только вот вопрос – а какие товары мы будем продвигать? ВАЗы? Так их и так никто не покупает, и никакого протекционизма не надо. ЭВМ? Самолеты? Так мы сами их покупаем. А конкурентоспособный товар, востребованный на западных рынках, у нас один – углеводороды. А с ними все наоборот – никаких заградительных пошлин нет и не будет, потому как хотят, скажем, французы, или не хотят, но производить нефть и газ они не могут. Потому будут покупать вне зависимости от договоров и участия в экономических союзах.
Но самый цимес даже не в этом. Полноправный, так сказать, член Всемирной Торговой Организации практически не имеет права поддерживать свою экономику на государственном уровне. Чтобы не создавать недобросовестной конкуренции, а то производители, получая поддержку, снизят цены и завалят своими товарами рынки других участников.
Мы в ВТО почему-то очень хотим. В Женеве министр сельского хозяйства Елена Скрынник гарантировала представителям США и 19 других стран, что до 2012г. объем господдержки российского агропромышленного комплекса не увеличится, а в 2013–2017гг. сократится более чем вдвое. Об этом сегодня пишет "Коммерсантъ". А вчера Россельхознадзор РФ отменил ограничения на пошлины на импорт свинины из США, Франции и Голландии. Странным образом, не получая никакой выгоды, мы ведем себя таким образом, будто, простите, наша попа нам уже не принадлежит.
При этом светочи либерализма и рыночных отношений как-то умудряются нормы ВТО обходить. Субсидии на 1 гектар обрабатываемых площадей составляют в Европе – 1600 евро, в США - 1800$. А у нас сейчас, и без всякого ВТО, в среднем на гектар государство выделяет 192 рубля. Однако мы торопимся засвидетельствовать свое почтение и всяческую готовность к чему угодно.
Вполне, собственно, очевиден выход на финишную прямую PR-проекта «плохой Медведев – хороший Путин». Введенный в игру специально для сдачи позиций Дмитрий Анатольевич отлично справляется – договор СНВ подписан, процесс уничтожения среднего образования и здравоохранения запущен, армия «реформируется», Баренцево море – отдали, в ВТО – вступаем. Что-то еще готовят нам на сладкое, возможно – Курилы. Одновременно решается задача с поддержанием рейтингов Путина – он как бы не при делах, а ближе к выборам и совсем с Медведевым разругается. Потому что Путин на самом деле – хороший. И про Кабаеву все врут. И вообще.
А Дмитрию Анатольевичу, когда Путин вернется, дадут под начало институт экономики переходного периода, которым раньше командовал Егор Тимурович Гайдар. Чтобы готовил кадры для следующего переходного периода. Чтобы было кому ломиться.