Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
Юрий Половников
polo79
lj_live

  • Mood:

Воспоминания о Грузии. В нской филармонии.

Знаете, это все-таки не совсем рецензия.

Это огромноечеловеческое спасибо filarmonia_nsk  и чудесному ансамблю «Маркелову голоса». Мне бы это все еще неделю назад, сразу же, изложить, но виноград незрелым не собирают.



Горы – это то самое место, где живет эхо. А Кавказ – это такие горы, где эхо есть всегда, даже если молчать. Эхо мечется от вершины к вершине, путается в облаках, прыгает по камням в горных ручьях – это вибрирует и поет сам вольный воздух, и если ты не чурбан последний, ты услышишь его.

Я ходила на грузинское пение Маркеловых Голосов в нашу филармонию трижды.

Я никогда не была в Грузии. Но последний концерт я слушала, уже побывав на Кавказе.

И я вспомнила те невидимые струны, которые пели и звенели в том воздухе. Ведь из Красной поляны уже рукой подать до чудесной страны, и я уверена, что там эти струны звучат еще более осязаемо.

Грузия. Когда я была совсем маленькой, я обожала рассматривать альбом репродукций Пиросманишвили. Фантастическая страна вставала передо мной: леса, полные кабанов, ланей, оленей и других невообразимых существ, гиганские марани - сосуды для вина – сами как фантастические животные, люди в странной одежде, виноградные лозы, горы и винные погребки. Темная, теплая и очень древняя земля. И это ощущение – темноты, ночи и спрятанной тайны я тоже вспомнила на концерте.

И мои собственные – придуманные, фантомные воспоминания о Грузии – пришедшие из фильмов Данелия (кстати, «Не горюй» тут никак нельзя было не вспомнить – и фильм вспомнили, во втором отделении инсценировали маленький кусочек из него), рассказов Искандера, Довлатова и Битова и так далее, и тому подобное – тоже поднялись на поверхность.

Первое отделение – духовная музыка.

Высокие горы, отары овец, чабаны в огромных волосатых накидках, эдельвейсы, растущие где-то под сырыми плотными облаками, яркие краски цветущих альпийских лугов, радуги в водяной пыли водопадов, эхо, эхо, эхо. Старые каменные башни и мосты, силуэт парящей под облаками птицы. Не секрет, что в той музыке, что рождается в горах, всегда звучит эхо. Тирольские, гуцульские напевы, шотландская волынка – и грузинское, странное, неземное пение я люблю не меньше. Сами горы могли бы петь так, да они так и поют. И грузины это услышали, еще в незапамятные времена, и все поняли, и стали петь так же, потому горы полюбили и приняли их.

Второе отделение – застольные песни и городской романс.

Я никогда не была в Грузии. Я не знаю, на что похож Тбилиси. Наверное, там пятна солнца на асфальте и много зелени, и там живут люди, которые любят улыбаться. Они собираются по вечерам в саду за общим столом и пьют вино, и едят мясо и поют гортанными голосами. Очень странное многоголосье. Эти люди способны на очень широкие жесты, они великодушны и вспыльчивы одновременно. Ткемали, киндзамараули, сулгуни, хачапури – это заклинание. Скажешь его правильным образом – и тоже окажешься за этим столом, и впереди будет вечное лето, стакан лучшего на свете вина и сочный кусок мяса с кинзой и базиликом.



«Воспоминания о Грузии» - это очень сильное переживание. Я просидела три четверти концерта с закрытыми глазами, потому что я действительно была в своей Внутренней Грузии. Кто считает, что Грузия – маленькая страна, тот ошибается. Она просто вертикальная. Расправьте Кавказ на плоскость – и получится очень много.





Это не Грузия, но горы чихать хотели на наши государственные границы.












 



 

 

Subscribe

Comments for this post were disabled by the author