Р-16 на старте
"В момент запуска двигателя второй ступени я находился непосредственно у ракеты, проверял наличие течи окислителя из ракеты, прямо около стартового стола. Судьба отвела смерть. Уцелел чудом. Получил тяжелую травму - обширные ожоги второй и третьей степени. Спасла природа - сильный порыв ветра. Незадолго до катастрофы я попросил Митрофана Неделина отойти в безопасное место. Он мне ответил: "Разве я не такой же офицер, как все остальные?". От маршала остался только депутатский значок, по нему и определили место гибели", - вспоминал генерал-полковник Константин Герчик.

Обломки ракеты и стартого комплекса после пожара
Памятник погибшим в той катастрофе в г. Байконур (Ленинск)
Стартовая позиция была восстановлена и подготовлена к проведению дальнейших испытаний. Пуск ракеты Р-16 состоялся 2 февраля 1961 года. Ракета успешно прошла лётные испытания и в октябре 1961 года была принята на вооружение РВСН.
С тех пор во время каждого пуска в обязательном порядке проводилась эвакуация из близлежащих жилых и рабочих помещений. Солдатики строем топали в степь, в противоположную по ветру сторону от старта с десяток километров.
А 24 октября с тех же пор считается траурным днём, в который никаких стартов не производится
Спустя 3 года произошёл пожар в ракетной шахте полигона Байконур.
"23 октября 1963 г. в шахте "В" произвели заправку учебной ракеты Р-9. В основном она прошла нормально. Однако было неосторожно пролит один из компонетов топлива - керосин. Загазованность шахты была примерно 32% кислорода, при норме не более 21%. На следующий день в 11 часов местного времени расчёты стали спускаться в шахту "В" для работы. Они спустились на лифте на восьмой этаж. На отметке 30 метров при входе в телеметрическую комнату заметели, что перегорела электролампочка. Лейтенант Щербаков стал ввёртывать новую. Искра в электропатроне вызвала вспышку и начался пожар. Щербаков, одежда которого была сильно пропитана кислородом, сгорел дотла: от него остались только каблуки сопог. Лейтенант Соннов и сержант Гудимов лежали на полу задохнувшиеся. В соседней комнате погиб представитель промышленности Иван Иванович Кулагин.Узнав о пожаре, начальник группы подполковник Николай Васильевич Жарков, взяв с собой сержанта Соловьёва и лифтёра рядового Муртазина, захватив огнетушители, сел в лифт и стал спускаться на восьмой этаж для спасения людей. Немного ранее о пожаре узнал инженер-испытатель майор Первого Научно-Испытательного Управления , который уехал с восьмого этажа не доложив о случившемся Жаркову , как начальнику объекта, и приказал дежурному электрику снять напряжение с лифта, в котором спускались Жарков, Соловьёв и Муртазин. Лифт остановился между третьим и четвертым этажами, где они и погибли, обгорев настолько сильно, что опознать их было черезвычайно сложно."
Памятник погибшему в 1963 году расчёту ракетной шахты г. Байконур (Ленинск)