Юрий Половников (polo79) wrote in lj_live,
Юрий Половников
polo79
lj_live

Слабый пол.

"В современном мире, в рамках канонизированных исторических знаний, где воевали и воюют в основном мужчины, хорошо организованное племенное сообщество женщин-воительниц кажется нелепым. А потому долгое время ученые не обращали внимания на оружие и доспехи в женских сарматских захоронениях. Оружие, дескать, могло быть и ритуальным – для боев в мире ином, а не в этом. Но вот женские черепа со следами рубящих и колющих ударов, плечевые кости с торчащими в них наконечниками стрел – явно останки воинов.
В 1994 г., нашли могилу совсем юной девушки, лет четырнадцати, погибшей от оружия. Рядом – боевой кинжал с небольшой рукояткой, явно сделанный по девичьей руке, боевой топор, множество наконечников от когда-то полного колчана со стрелами...
Археологические свидетельства подтверждают, что 25 процентов сарматских воинов были женщины. Такие же курганы с девушками-воинами были найдены на Алтае.
Сарматка:


С тех пор все перемешалось на территории, позже обозначенной как Русь: языки, поверья, человеческие гены. Разберись теперь, в ком из нас, жителей современной России, течет кровь древних воительниц. Может быть, как раз из этого источника русские женские характеры, о которых сказано: "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет"?
Пролистнем несколько страниц истории и задержимся в Древней Руси. Можно ли среди жалких остатков когда-то старательно вымаранных дохристианских древнерусских мифов отыскать что-либо о племени женщин-воинов? Оказывается, можно, и гораздо больше, чем у других народов. Когда-то в Древней Руси был обычай, происхождение которого сокрыто в глубинах, вполне сопоставимых со временем сарматов и скифов. Назывался он "полякование": воин в одиночку выезжал в чисто поле, что тянулось до самого Черного моря, и искал в степи "поединщика" себе под стать. Пленных не брали, трофеев – тоже, а подтверждением победы были головы супротивников, выставленные на показ.
Но обратимся к первоисточнику:

Едет поляница удалая, // Удалая поляничища великая, // Конь под нею как сильна гора, // Поляница на коне будто сена копна, // Она палицу булатную покидывает // Да под облако, под ходячее, // Одною рукой палицу подхватывает, // Как пером-то лебединым ею поигрывает.

У древних греков был свой идеал женской красоты, у наших предков – свой. Это вам не стройная амазонка с древнегреческой вазы или из современного фильма-фэнтези, это женщина серьезная. Огорчает ее лишь то, что нет ей достойного соперника-поединщика:

Коль Владимир князь стольно-киевский // Мне не даст да супротивника, // Из чиста поля да наездника, // Я приеду тогда во славный Киев-град, // Мужичков всех повырублю, // А все церкви на дым спущу, // Самому князю Владимиру я голову срублю...
Ни Алеша Попович, ни Добрыня Никитич связываться с поляницей не решились и Илье Муромцу не советовали, но тот не послушался и чуть было не лишился головы...

Они друг друга били не жалухою,
Они друг друга не сшибли с добрых коней,
Да и не били, друг друга не ранили,
Никакого местечка не кровавили.
Сломав копья, иззубрив мечи
И растрощив палицы,
Сошлись супротивники в кулачном бою.
Еще эта поленичища удалая
Ай весьма была она да зла-догадлива
И учена была бороться на одной ручке...
Повергла она Илью на землю коварным приемом.

Так что, на известном полотне Васнецова три богатыря, внимательно всматривающиеся в степную даль, наверняка стараются не проглядеть крупную неприятность в лице очередной удалой поляницы... -)



Настасья Микулична - русская былинная богатырша, была настолько сильна и могуча, что без труда одолела в единоборстве былинного богатыря Добрыню Никитича. Поединок их протекал весьма своеобразно. Доблестный Добрыня решил "поединоборствовать" в чистом поле с поляницей на свой лад: он подъехал к ней сзади и ударил яёе два раза что есть мочи палицей по голове. Но Микулична и не взглянула на наглеца и даже не почувствовала удара. Удивился тогда Добрыня: "Неужели растерял я всю свою прежнюю силу?" Ударил в крепкий дуб - раскололся дуб на щепки. Ударил Добрыня Настасью еще сильнее. Оглянулась на него богатырша и говорит: "Я-то думала, комарики покусывают, Ан-то русские богатыри пощелкивают!" Схватила Добрыню за кудри и засунула в мешок. Но ее добрый конь не захотел везти двух богатырей. Вынула тогда Микулична Добрыню из мешка и говорит: "Если стар богатырь - голову срублю, Если млад богатырь - в полон возьму. Если мне в любовь придет - замуж пойду, Не прилюбится - в ладонь складу, другой прижму, Сделаю богатыря в овсяный блин". Но Добрыня ей понравился, и сказала она ему: "Как возьмешь меня, Добрыня, во замужество, Сделаешь со мною заповедь великую - Отпущу тебя, Добрыня, я по живности; Не возьмешь меня - в ладонь складу, другой прижму, Сделаю тебя в овсяный блин!"

У великого богатыря Добрыни не было выхода и он тотчас же согласился жениться на славной полянице, поехал с нею в Киев и, спросив благословение у своей матери - честной Афимьи Александровны, принял с Настасьей по злату венцу, после чего устроил большой пир для всех богатырей, не позвав на него лишь братца меньшего - пересмешника Алешеньку Поповича.

В былине «Ставр Годинович и Василиса Микулич» на» подробно описывается, как поленица снаряжается в поле:

...Сама подбрила волосы да по-мужичьему,
надевала платье мужское,
кладывала туги луки да во лучники,
калены стрелы да во колсана,
вязала крепки палицы да на бедро свое,
потом шла на широк двор,
с широкого двора шла на стойлы лошадиные,
брала себе да добра коня,
начала седлать да уздать своего добра коня,
на верх кладала ковано седло черкесское,
затягивала двенадцатью подпругами,
натягивала тринадцату продольную...
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author