bleis (bleis) wrote in lj_live,
bleis
bleis
lj_live

О брутальных рокерах и гламурном Бон Джови (продолжение)

Продолжаю рассказ о замечательном музыканте, о котором вы думаете, что знаете все, а на самом деле не знаете ни черта. Обзор получается довольно обширным: мне интересно работать над ним, получать и анализировать информацию, и наконец обдумывать, в какой последовательности подать мои выводы. Давно так не увлекалась статьей. А о будущем не тревожьтесь: становиться поклонницей «красавчика Джонни», загаживая ваши френдленты его блондинистым ликом в мои планы точно не входит ;)

Начало тут: http://mishonet.livejournal.com/677575.html
А в нашей сегодняшней серии:
- Секрет "холодных" аранжировок разгадан
- Краткий ликбез из учебника игры на гитаре
- Знакомство с музыкантами (лучше поздно, чем никогда)
- Галопом по девяностям: «Blaze of Glory», «Keep the Fait», «These Days» и замечательный сольник Джона «Destination Anywere».
- И небольшая интрига...




Обычно, если в творчестве группы что-то понравилось, мы как поступаем? Правильно – берем охапку альбомов, прикидываем заинтересовавший период, и далее по диагонали шерстим до победного, пропуская все то, что в настоящий момент слушать настроения нет. Однако случай с Бон Джови был столь необычным, что я решила подойти к вопросу со всей возможной серьезностью. Качнула на торрентах полную дискографию, да еще со списком дополнительно сверилась, все ли на месте. И методично погнала по порядку, начав прямо с первого диска. Прекрасно понимая заранее, что это будет сущим мучением, я в то же время очень хотела понять, почему это так.

Холодная, шумная, перенасыщенная спецэффектами музыка ранних «Бон Джови» меня давно раздражала. И хотя умом я понимала, что песни у ребят в общем-то совсем неплохие, что они не зря считаются классикой рока, и что прав на такое почетное звание у них может быть даже побольше, чем у многих других, начать их по этой причине любить, ясное дело, я никак не могла. Однако теперь, начитавшись в сети панихид по раннему творчеству, я имела все основания верить, что мучения мои продлятся недолго. Теоретически, начиная где-то с четвертого диска, ситуация постепенно должна начать улучшаться. Возлагая в этом смысле большие надежды на альбом 1988 года, «New Jersey», я слегка поторопила события. Платиновые хиты легендарных «Бон Джови» по-прежнему шли косяком, как лососи, и подобно лососям были неотличимы один от другого. Зато наконец-то отыскалась та самая, пленившая меня на видео 2003 года «Love for sale». Исполненная в незамысловатом духе техасской таверны, она гляделась на диске, как одинокий нарцисс глядится на клумбе с тюльпанами. «Love for sale» аккуратно отправилась в папочку с компиляцией. Как говорится, с почином…
Ну а дальше и впрямь стало полегче.

Больше всего мне хотелось понять, чего же лишились «Бон Джови» в конце восьмидесятых, чтобы раз и навсегда их из подающих большие надежды подрастающих зубров хард-рока превратиться в бледное подобие в прошлом талантливой группы, помпезный бизнес-проект, убогий закос под настоящую музыку, и… забыла, как там еще ругаются рокеры? Точно, попсу. Что нужно сделать, чтобы в прах растоптать надежды поклонников брутального рока с одной стороны и одновременно с этим возбудить мой самый живой интерес?.. Я не верила, что дело тут в изгнании из имиджа группы цветастых лосин и нахимиченных грив в стиле глэм-метал, и чуяла нюхом, что отгадка кроется в аранжировках. Какое-то время она от меня ускользала – сбивало с толку разнообразие стилей и настроений, характерное для более поздних работ музыкантов. Ответ, как это часто бывает, оказался до смешного простым и назывался коротким словом «ток-бокс»...



Удивительно, но характерный эффекет гулкого кваканья, ставший настоящей визитной карточкой группы «Bon Jovi», издает небольшая коробочка с тоненькой трубкой. Коробочку подключают к гитарному усилителю, а трубку укрепляют на микрофоне. Гитарист во время игры помещает в рот гибкую трубку, артикулирует, дует в нее и произносит отдельные буквы, а звук его гитары, идущий по трубке, соединяется с воздушным потоком из легких, и уже в таком искаженном и смешанном виде доходит до микрофона. Вот и секрет.
А я-то гадала, отчего все поголовно хиты ранних «Бон Джови», имея столь яркие «лица», в голове тем не менее все время сливаются в настоящий компот!? Еще аранжировки ругала… А ведь аранжированный со вкусом альбом в идеале должен являться гармоничной коллекцией музыкальных произведений, единых в своей непохожести, но неуловимо объединенных некой общей идеей. Это как дресс-код у сотрудников престижной компании. У музыки ранних «Бон Джови» вместо дресс-кода получалась чистой воды униформа, как у официантов МакДоналдс. Подходит, не подходит – неважно… Просто подключаешь любимый эффект, и больше не паришься. Стопроцентная гарантия узнавания при минимальных затратах труда и полета фантазии! Все-таки ток-бокс – действительно сильная штука, не врет мой справочник игры на гитаре...

Полупрозрачную гибкую трубку ток-бокса можно увидеть почти на всех концертах Бон Джови (кроме акустики), но на концертах этот искусственный звук почему-то совершенно не раздражает. А вот в записях ранних студийных альбомов данный эффект тщательно вылизан, заботливо выведен на первое место, и совершенно невыносим. В дополнение к этой противной квакушке в ранних альбомах в изобилии встречаются украшательства в виде завываний холодного ветра и гула воздушных потоков. Для моих ушей такие эффекты – настоящая пытка.

К счастью, потом музыканты все-таки поняли, что путь этот ведет в никуда, и начали поиск новых средств выражения. А консервативные меломаны так и не простили этого группе.


* * *

Альбомы девяностых годов… Так, стоп. Рановато начала про альбомы, давайте я прежде всего познакомлю вас с группой. Постараюсь, чтобы было не скучно :)

Прошу любить и жаловать, группа «Bon Jovi».



Безусловный лидер «Bon Jovi» и фигура номер один – конечно же, сам Джон Бон Джови. Джон не только поет, но также пишет тексты и музыку, занимается аранжировками. В общем, всем заправляет. Музыку он пишет прекрасно, мало кто так умеет. Пожалуй, я вообще еще не встречала рок-группы с таким огромным количеством ярких, запоминающихся, разнообразных, отличных друг от друга мелодий (по количеству одних только планетарного масштаба хитов, Джон многим даст фору). Про тексты ничего сказать не могу – переводы еще не читала, а на слух воспринимаю обрывками, да и то с огромным трудом. Но иные названия, вроде «Bed of roses» или «Always», выглядят жутковато… С аранжировками музыканты в последние годы экспериментируют неутомимо, и результаты этих экспериментов мне нравятся все больше и больше. Чья тут заслуга, понятия не имею, но склонна относиться к ним всем за это с большим уважением.

Что же касается Бон Джови - певца, тут, к сожалению, я повторю, что как вокалист он никуда не годится. Голос у Джона от природы тихий и слабенький, амплитуда где-то в пределах октавы; иногда он уходит в фальцет, каждый раз делая это с заметным усилием. Конечно, ни о каких сложных вокальных пассажах речи тут не идет. Нежный молодой тенорок с ласкающей ухо шершавой мужской хрипотцой и чисто американской манера растягивать «а» при сдавленной глотке. От этого приема звук сразу становится похож на мяуканье, и создается впечатление этакой романтики в тинейджерском вкусе. Но нужно отдать ему должное – при всех многочисленных недостатках тембр у Бон Джови действительно довольно приятный, и понемножку свыкнувшись с его джерсийским акцентом, я не могла этого не оценить. С возрастом, как и положено, голос опустился пониже, став более мужским, более хриплым, а слащавых интонаций стало поменьше. Так что в отдельных поздних работах он звучит весьма привлекательно. Даже не скажешь, что один и тот же поет человек...

Участник группы под номером два – очень неплохой гитарист по имени Ричи Самбора; по совместительству – мой персональный мучитель, вооруженный изощренным орудием пытки – ненавистным ток-боксом. Помимо работы с Бон Джови Ричи записал несколько сольных альбомов, знакомство с которыми я еще не свела, но сведу обязательно. Затем – Дэвид Брайан, клавишник. Музыкант, на мой взгляд, вполне заурядный, примечателен разве что внешним видом нелепого выползня из безвкусных восьмидесятых (мочалка искусственно завитых обелокуренных локонов плюс нежная любовь к блестящим кофточкам и цветастым рубашкам). Номер четыре – отличный ударник по имени Тико Торрес (еще один итальянец), на чьих забористы ритмах зиждется настроение группы, и на чьем колоритном мефистофельском облике отдыхает мой исстрадавшийся эстетический глаз. Басист Хью Макдоналд не является официальным участником группы, однако работает с ними долгие годы на контрактной основе. Далее этот постоянный набор дополняется музыкантами и инструментами по мере насущной необходимости. Например, в туре «Lost Highway» появляется вторая гитара (если считать вместе с Джоновской – третья) и скрипка, придающая музыке нежный фолк-колорит и делающая ее теплее и ближе. Впрочем, до «Lost Highway» нам еще далеко. Мы возвращаемся в девяностые.


* * *

Альбомы девяностых годов по стилю и уровню получились очень неровными, но интересные для меня композиции попадались все чаще и чаще – там зацепила мелодия, тут – настроение, а вот здесь – ну кто бы подумал, что сладенький бонджиовивский голосок может вполне по-мужски приятно звучать!.. А самое главное – в музыке действительно словно что-то стронулось с места. Ощущение в целом было таким, словно таял под лучами теплого солнышка с зимы залежавшийся лед.
(Вероятно, это и есть процесс деградации в действии).


«Blaze of Glory» 1990 года представляет из себя коллекцию саундтреков, подготовленных группой для каких-то «Юных стрелков», части второй. Что за фильм, понятия не имею, мне все равно. Раскрученные хиты альбома - одноименный «Blaze of glory» и «Dyin' ain't much of a livin'». Пара-тройка треков с этого диска отправилась в компанию к моей «первой ласточке», «Love for sale»: романтичная «Santa Fe», где по очереди поют чуть ли не все музыканты, веселенький рок-н-ролльчик «Billy get your guns» и мелодичная «Bang a Drum» вместе со всеми ее аллилуйями.


«Keep the Fait» 1992 – чуть ли не единственный «хитовый» альбом, который в целом не вызвал у меня отторжения. Фирменный, с полпинка узнаваемый стиль группы, но уже без гулких воздушных эффектов, с более теплым звучанием. Начало диска просто великолепно, особенно мною любима жизнеутверждающая «I'll sleep when I'm dead». Но потом начались проклятые слезы и сопли в виде знаменитой «Bed of roses» и пары ее соседок по диску. С энергичной «Women in love» ситуация пошла на поправку, но общее впечатление было испорчено серединой альбома.


«These Days» 1995 года по стилю очень напоминает мне «Aerosmith», чьим творчеством музыканты, зуб даю, вдохновлялись в процессе работы. Парочка песен слизана у «Смитов» едва ли не подчистую. Помимо этого «Damned» настойчиво каждый раз воскрешает в памяти тревожные синкопы Иуды Искариота из «Джесус Крайста» Уэббера. Из этого альбома я усиленно слушаю «Something for the pain» (живо напоминающую мне Стивена Тайлера), а еще на диске имеется потрясающе красивая баллада «My gouitar lies bleeding in your arms», выдержанная в довольно жестком металлическом стиле. К балладе этой я по-своему привязалась даже невзирая на то, что жанр этот в принципе не люблю. Не знаю, может и она откуда-то содрана… Безусловный хит альбома, который знают и слышали все – «Hey God».


* * *

В 1997 году Джон выпустил сольник под названием «Destination Anywere», который был подан очень помпезно: клипы были сделаны с участием голливудских звезд уровня Деми Мур и Вупи Голдберг. Но смотреть эти клипы я вам категорически не рекомендую, особенно на ночь. Актер из парня даже не нулевой, а, не побоюсь громкого слова, отрицательной величины. А глядеть на его напомаженную, без малейшего человеческого выражения морду – удовольствие еще даже меньшее, чем любоваться восковым манекеном. Даром у меня что ли фобия на манекенов и роботов…
Зато голос его звучит в этом альбоме более чем интересно! Исполнение гораздо эмоциональнее и глубже, чем в его классических ранних работах. Выгодно обыгран тембр, опробованы все возможные оттенки хрипа и полушепота, и иногда его вообще невозможно узнать, как в пленительно красивом «Little City»… Музыка тоже совсем неплохая. «Queen of New Orleans» сразу отправилась в папку с любимой музыкой, за ней последовал «Ugly», отдельным подарком для меня стала акустическая версия «Janie, don’t take your love to town» (не путать ее со студийной!) Да что перечислять!.. Это действительно чрезвычайно красивый, мелодичный альбом – удивительно чувственный, но при этом без сантиментов, и мне он очень понравился.
Думаю, знакомство с «незнакомым» Бон Джови можно смело начинать именно с этой работы.


В том же 1997 году был выпущен альбом группы «Bon Jovi» под названием «Fields of Fire».
На музыкальных форумах этот альбом презрительно обзывают фанатским. Логически это означает, что я незаметно стала фанатом. Но с другой стороны я точно могу вам сказать, что такой беды со мной не случилось, а значит, на форумах заблуждаются. Логика? Логика. Я считаю, что данный альбом интересен хотя бы уже потому, что заметно отличается от предыдущих. На этом диске поет не столько Джон, сколько его музыканты. Здесь можно услышать приятный голос Ричи и неприятный – Дэйва. И, ура, даже моего харизматичного Тико! Ох и голос у мужика. Бедный Гару обыкался, пока я слушала «Crazy» в исполнении Торреса!.. В целом альбом выдержан в легком рок-н-ролльном, немного блюзовом стиле. Главный минус альбома – качество звукозаписи (увы, большинство композиций отсюда – это концертные записи). Много замечательных каверов, таких как «Tumblin' dice» или «Heaven help us» Рэя Чарлза (у «Бон Джови» раз в десять лучше, честное слово). Как ребенок конфете, я радовалась «Mrs. Robinson», в исполнении Джона с компанией, показавшейся мне гораздо живее своего заезженного оригинала (Битлов не люблю…) И совершенно неожиданно заворожила меня вещь, абсолютно не в моем стиле – визгливая, нервная и даже по-своему неприятная психоделика «Let’s make it baby» в исполнении Джона. Вот ей-богу, что-то в ней есть.



А дальше наступил 2000 год, и после трехлетнего перерыва музыканты записали новый альбом, выполненный в типичном стиле группы «Bon Jovi», «The Crush». Выпуск альбома сопровождался грандиозным турне, а у меня как раз пылился нераспечатанный диск с записью концерта в Цюрихе. Собственно, концертов Бон Джови у нас дома аж три - «The Crush», «Lost Highway» и «This left feels right» (о котором уже говорилось чуть выше). Много лет, никому не нужные, они стояли на полочке между «ZZ-top»’ом супруга и моими «Aerosmith». Короче говоря, покончив с восьмидесятыми и девяностыми, я решила устроить небольшой перерыв и для разнообразия переключиться на видео.

Вот тут-то и произошло второе по счету связанное с Бон Джови открытие, повергшее меня в состояние легкого шока и ставшее последней каплей на чаше весов в пользу этой огромной статьи.
В следующей части расскажу, как было дело…


P.S.
Нужны кому-нибудь ссылки на скачку?
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author