Previous Entry Share Next Entry
особенности Таджикского курбан-байрама
В Анапе
polo79 wrote in lj_live


Сразу хочу сказать, что в моих словах не будет стремления обидеть приверженцев мусульманской веры. Сам праздник курбан-байрам очень почитаем, и те, кто начинают походя писать о нем как о варварском дне массовой резни баранов - просто не в курсе того смысла, который вкладывается в процедуру жертвоприношения. Для вступления скажу, что истоки этого праздника надо искать... в библии. Да-да, это азы Ветхого завета. Авраам должен был принести в жертву Всевышнему своего сына. Это был его единственный сын, но Авраам любил Господа, и решил принести эту жертву. И пожалел Бог Авраама, и заменил он жертву, избрав в качестве оной агнца. А теперь переделаем это на мусульманский лад, заменим Авраама на Ибрахима, и получится курбан-байрам как праздник жертвоприношения Аллаху. Остается, конечно, вопрос, почему христиане тогда не приносят в жертву баранов, а мусульмане приносят... Но тут надо помнить, что христиане живут не по Ветхому, а по Новому завету, и тогда этот вопрос должен отпасть. В Таджикистане кроме всего прочего курбан-байрам - не истово религиозный праздник.  Тут вообще сложно говорить об истовости веры у жителей столицы. В принципе, есть районы в республике, где преобладает радикальный ислам, и там все очень строго, но в столице... Да о чем говорить, если в самом центре города я увидел оставшийся большой плакатик, приглашающий в какой-то клуб на встречу Хэллоуина))) Моему веселью не было предела, а когда сын моего коллеги сказал, что тут вообще молодежь очень даже прозападная, что многие любят готику, а каждая вторая пятнадцатилетняя девушка - ЭМО, мне стало плохо от смеха. Вдруг представилась местная юная Гюльчатай в боевой эмовской раскраске, в тюбетейке, шароварах, плачущая и слушающая соответствующую музыку...
Мда...о чем это я? Извините, немного отвлекся))... Так вот...в этот день мусульмане ранним утром идут в мечеть на молитву в нарядных одеждах, затем посещают могилы своих родных, ну а потом наступает черед резать жертвенного барашка. Сразу скажу, никаких рек крови на улицах Душанбе я не увидел, хотя в нескольких местах я видел процедуру освежевания свежеубитого барана.
Наконец, этого барашка съедают в ходе семейной трапезы, на которую приглашаются и гости...
Но это все в теории... А что было со мной на практике я и расскажу)))
Ну для начала я подскочил на кровати спросоня часов в 6.30 утра. С учетом двухчасовой разницы с Москвой, это как если бы меня в Москве попытались разбудить в 4.30 утра. Так рано я никого не ждал, и потому, подумав, что кто-то просто ошибся, снова попытался заснуть. Не тут-то было. Звонок повторился минут через 10, потом еще минут через 20, потом повторялся неоднократно. И заснуть, в результате, не было никакой возможности. Потом я узнал, что эти звонки в дверь исходят от детей, которые ходят по квартирам, собирая леденцы. Вот так вот))) Еще одно смешение разных религиозных традиций. На хэллоуин дети тоже обычно бегают по домам за леденцами. Здесь же смысл этой процедуры в том, что, обычно, перед смертью, барашку в рот кладут леденец, а после того, как зарежут, этот леденец вынимают. Считается, что он стал благословенным. Вот такие леденцы и выпрашивают ребятишки.
Так...опять я отвлекся... Вы сами понимаете в каком добром настроении я пребывал после ранней побудки. Но мои таджикские друзья обещали сводить меня на празднование, и это ожидание скрасило недосып. Боже мой, если бы я знал, какие испытания мне приготовлены в этот день...
Для начала меня привезли в гости к одному из моих коллег. Назовем его Зикриё. У входа в квартиру нас встретил сын Зикриё. Мы прошли в одну из комнат, и я остановился в нерешительности. В комнате был накрыт дастархан. Никаких стульев, никакого стола, все прямо на полу, вернее, на специальных стеганых одеялах. Мебели в комнате вообще не было. Садишься либо по-турецки, либо на коленки, либо полулежа на бок... Гостям предлагается множество сладких блюд: печенье, тортики, восточные сладости. Выложены разные орешки, изюм и другие сухофрукты. Конечно же есть и обычные фрукты. Все запивается водой, лимонадами или чаем. Никакого спиртного не предусматривается. И в этом тоже есть большое отличие от наших традиций, в которых праздник без водки или вина - не праздник. Так вот... спешить все это есть не надо. Во-первых, это только начало трапезы, а во-вторых... эххх, если бы я знал, что будет это во-вторых... Есть надо все равно, иначе обидишь хозяина. Кстати... еще одно важное замечание... Никаких женщин и детей там и близко нет. Все накрыто исключительно для мужчин. Женщины смогут попраздновать потом... ну поздно вечером или, скажем, во второй день праздника. В ходе трапезы могут читаться и молитвы, но там, где был сегодня я, молитвы читались, а, вернее, пелись, по окончании трапезы.
Мне бойко накладывали всяческое сладкое, и я, не подозревая о том, что мне предстоит, спокойно это ел. И скоро вполне насытился. Но тут принесли шурпо.


Шурпо - это непременный атрибут таджикского стола. Супчик на баранине (или на серке, об этом попозже скажу) с крупно порезанным картофелем и морковью, луком, иногда с нутом, а также с зеленью... Подается в пиалах. В принципе вкусно, но я уже был сыт. Однако, мне было сказано, что отказываться нельзя, и я съел и шурпо. А тут подоспела кайла...Кайла - это специальным образом приготовленное мясо (баранина или говядина)... Мясо варят, а потом жарят в масле, подается с луком или без него. Блюдо вкусное, но есть его уже совсем не хотелось. Однако мне выпала нелегкая миссия быть гостем. А гостей на Востоке кормят на убой...
Наконец, трапеза закончилась... Я с радостью поднялся от дастархана... И тут мне сообщили, что нас ждут в гости. С ума сойти, но в ходе расспросов выяснилось, что это - часть традиции. В праздник курбан-байрам надо ходить в гости. Двери открыты для любых гостей, никому нельзя отказать. За день нужно обойти своих друзей, а их у таджиков много. И получается, что за день можно попасть в 5-8 домов. И в каждом доме - дастархан... Перспектива была тревожная. Однако, во втором доме все повторилось сначала. Снова сладости, потом шурпо, на этот раз из серки. Кстати, я обещал сказать кто это. Серка - это козел-евнух) Мужские достоинства ему отрезают, чтобы мясо не имело запаха и привкуса козлятины. Мы ели и ели, и было непросто. Но, зато, беседы текли неторопливо, как-то философски. Наверное, в этом тоже смысл этого праздника. Потом наступил черед третьего дома.
Передвигался я уже с трудом. Еда вызывала отвращение, а само посещение превратилось из приятного события в тягостную обязанность. Когда мы вышли из третьего дома, и мне сказали, что осталось зайти еще в три...я не выдержал и сообщил, что мне нужно срочно работать, потому что в Москве праздника нет, а работу ждут))
Меня заботливо доставили до дома. Я напоминал Винни-Пуха, который не может вылезти из норы Кролика... ну или волка из мультика, который накушался до отвала...
Чувство насыщения уходить не хотело, да и не хочет в тот момент, когда я пишу по свежим следам эти строки...
Вот такой он этот праздник...

</lj-embed>

Comments Disabled:

Comments have been disabled for this post.

?

Log in

No account? Create an account